Модель "перевернутый класс" как инструмент образовательных услуг университета

30 Апреля 2016Образование
Модель

Статистика высшего образования последних лет показывает, что число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях сокращается. Это связано со многими причинами: влияние «демографической ямы», удорожание стоимости образовательных услуг, желание абитуриентов отложить учебу и начать работать в виду нехватки финансовых средств в период кризиса и т.п. Несмотря на то, что количество высших учебных заведений за последние годы резко снизилось, оставшимся из них приходится вступать в настоящую конкурентную борьбу за каждого абитуриента, который может обеспечить не только бюджетное финансирование университета, но коммерческую основу его развития на рынке предоставления образовательных услуг высшей категории (данные официальной статистики представлены в таблице 1).

 Таблица 1 - Приведение численности студентов к числу образовательных организаций высшего образования*

Период

Число образовательных организаций высшего образования

В них студентов всего, тыс.человек

Число студентов всего, тыс. человек на 1 организацию высшего образования

2007/08

1108

7461,3

6,7

2008/09

1134

7513,1

6,6

2009/10

1114

7418,8

6,7

2010/11

1115

7049,8

6,3

2011/12

1080

6490

6,0

2012/13

1046

6073,9

5,8

2013/14

969

5646,7

5,8

2014/15

950

5209

5,5

2015/16

896

4766,5

5,3

*Источник данных: официальный сайт http://www.gks.ru

 В данной связи, используются разнообразные финансовые методы, такие как, привлечение бюджетного финансирования, снижение стоимости обучения. Но, данные методы не всегда эффективны. Более того, не всегда возможно их применить. Если говорить о бюджетном финансировании, то университет может только повлиять на его объем с помощью набора абитуриентов прошлого периода и выполнения заранее объявленных показателей Министерства Образования и науки РФ. При этом, нет никаких гарантий, что даже при выполнении всех объявленных требований, бюджетные средства будут выделены и выделены в полном объеме.

То же самое касается и снижения стоимости обучения. Кризисная ситуация в стране, начавшаяся в 2014 году, повлекла за собой многие негативные последствия, основная суть которых -   повышение инфляции, рост индекса потребительских цен и удорожание жизни. В данной ситуации снижения стоимости обучения можно добиться, только попирая его качество. Чтобы это преодолеть, и чтобы обеспечить себе качественное развитие, университетам необходимо привлекать абитуриентов нефинансовыми методами. Конкурентоспособность и востребованность образовательных услуг можно обеспечить, применяя маркетинговые способы воздействия на конечного потребителя – абитуриента. Одним из таких способов может являться обучение с использованием модели «перевернутый класс».

Перевернутый класс – это такая модель образования, в которой процесс преподавания переворачивается, меняются по своей сути подача лекций и организация домашних заданий. Суть данной модели обучения заключается в том, чтобы привлечь учащихся к реальной деятельности на занятии и активному обучению.В модели обучения «Перевернутый класс» изучение лекций происходит дома, а выполнение домашнего задания в аудитории. Изучение лекций студентами происходит по средством просмотра обучающих видеороликов, он-лайн лекций, презентаций со схемами, таблицами и рисунками, предназначенными для быстрого восприятия информации. Такие лекции создаются преподавателем и размещаются в интернете или передаются студентам с помощью любого онлайн - файлообменника [2, с. 97-112].

На лекциях традиционного формата обучения велика вероятность упустить мысль лектора или не расслышать сказанное им. Обучающие видео лекции малого формата нацелены на то, чтобы  студент мог продвигаться по изучаемой теме в удобном для него темпе: останавливать не понятные моменты, пересматривать важные, пропускать части, материал по которым уже знаком и тп. Данное преимущество поставит в равные условия и даст больше возможностей для образования студентам с физическими недостатками и иностранным студентам, для которых лекция не на родном для них языке трудна для восприятия. Все это будет способствовать тому, что в университет потянутся дополнительные абитуриенты, желающие получить высшее образование, а студенты, обучающиеся по методике "Перевернутый класс" будут приходить в аудиторию более подготовленными.  

Ценность «Перевернутого класса» заключается в том, что появляются дополнительные возможности использовать сэкономленное учебное время для групповых практических занятий, где студенты смогут обсудить содержание изученной в домашних условиях лекции, проверить и закрепить свои знания, взаимодействовать друг с другом в практической деятельности.

Разработчиками и создателями "перевернутых уроков" являются Джонатан Бергман и Аарон Сэмс. Авторы данного формата обучения считают, что ответственность за свои знания должен нести только студент и именно в его интересах выполнить поставленные перед ним задачи и достичь цели он может только сам [3, с. 1-33]

Таким образом, переход от традиционного формата обучения к перевернутому обучению позволяет менять статус и роль преподавателя перед студентами. Преподаватель, работающий в по системе "Перевернутый класс", в меньшем объеме поставляет студентам информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создании условий для их познавательной деятельности. Он находится в постоянном контакте со студентами. Фактически  работает с ними один на один, они задают множество вопросов, и создается такое дискуссионное поле, которое помогает переосмыслить многие вещи. Роль студента также меняется. Формат обучения «Перевернутый класс» переориентирует его из потребителя в активного участника учебного процесса [4].

Несомненно, внедрение модели "Перевернутый класс" требует тщательной подготовки, усилий и времени со стороны преподавателя. Если преподаватель не сможет организовать классное и внеклассное обучение в единое целое, то суть перевернутого обучения будет потеряна. Также очень важно донести до студентов принцип модели обучения, чтобы они были мотивированы на подготовку к занятиям в аудитории.

Модель «Перевернутого класса» предлагает следующее разделение учащихся во время учебного процесса [5]:

  1. Зона работы онлайн

Это работа дома, либо в библиотеке, когда студент просматривает видео-уроки, онлайн - лекции,  презентации. Самостоятельное изучение нового материала усваивается на много быстрее и легче в данном виде, нежели в аудитории, когда студенты записывают информацию за преподавателем;

  1. Зона работы с преподавателем

Обсуждение и дискуссии, ответы преподавателя на вопросы студентов.

  1. Зона работы в группах

Самая интересная часть обучения, которая еще является наиболее эффективной. Проведение экспериментов, выполнение исследовательских работ в группах помогает разобраться во всех вопросах темы с интересом для учащихся.

Вышеизложенный комплекс взаимодействия преподавателя и студентов делает процесс получения знаний максимально эффективным. Таким образом, можно обобщить отличия модели «Классический класс» и «Перевернутый класс» (данные таблицы 2).

 Таблица 2 – Отличия модели «Классический класс» от модели «Перевернутый класс»

Классический класс

Перевернутый класс

Преподаватель объясняет материал в классе.

Студенты дома закрепляют новый материал, выполняя домашнее задание.

Проблема: студенты часто бывают невнимательны в классе, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние, вызванное нежеланием отвечать домашнее задание.

Преподаватель предлагает домашнее задание в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним.

Студенты просматривают фильм дома, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе.

 Также исследование теории вопроса показало, что у модели «Перевернутый класс» есть свои преимущества и недостатки, представленные в таблице 3.

 Таблица 3 - Преимущества и недостатки модели «Перевернутый класс»

Преимущества

Недостатки

Студент может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме.

Студент не может непосредственно задавать вопрос преподавателю, если он у него возник.

Фильмы доступны для тех, кого не было на занятии.

Не каждый студент выполняет домашнее задание.

Если учащийся что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу.

Студенты, которые не посмотрели обучающий фильм, не смогут полноценно работать на занятии.

Во время презентации на компьютере можно более доступно преподнести материал.

У студента всегда должен быть доступ к компьютеру, подключенному к сети Интернет.

Внимание преподавателя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход).

У преподавателя появляется дополнительная нагрузка. Ему придется делать много разнообразных и интересных обучающих материалов.

 Для того чтобы модель перевернутого класса смогла стать эффективным инструментом маркетинга в продвижении образовательных услуг университета, необходимо, прежде всего, знание и понимание того, готовы ли российские студенты к тому, что успешно и повсеместно используется в обучении за рубежом. Для этих целей было проведено маркетинговое исследование среди 95 студентов с первого по четвертый курс (возраст респондентов 18 - 22 года) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), являющегося одним из самых передовых университетов Приморского края, что не раз подтверждалось самыми различными наградами, грантами и премиями, в том числе и на уровне Правительства РФ [6].

 В процессе исследования респондентам сначала демонстрировались возможности и недостатки модели «Перевернутый класс» в виде открытой лекции и презентации, а затем предлагалось ответить на следующие вопросы анонимной анкеты:

  • Возраст (в полных годах)
  • Пол (мужской, женский)
  • Основа обучения (платная, бюджет)
  • Понравилась ли Вам предложенная идея (да, нет)?
  • Хотели бы Вы обучаться подобным образом (да, нет)?
  • Сколько времени Вы были бы готовы тратить на 1 предмет (до 1 часа, до 2 часов, более 2 часов)?
  • Имеющееся образование (школа, колледж)?
  • Ваша средняя успеваемость в университете (по 100 бальной шкале)?
  • Имеется ли возможность заниматься дома (да, нет)?
  • Наличие работы/хобби, которые занимают много времени (да, нет)?
  • Как Вы считаете, приживется ли данная модель в России (да, нет)?
  • По вашему мнению, как отразится данная модель на качестве знаний, в процессе обучения (положительно, отрицательно, не отразится)?

Наиболее важные результаты анкетирования представлены в таблице 4.

 Таблица 4 – Результаты проведенного маркетингового исследования по теме: модель обучения "Перевернутый класс" 

Исходное соотношение девушек и юношей

    Юноши

Девушки

22,11%

77,89%

Основа обучения

    Юноши

Девушки

Бюджет

Оплата

Бюджет

Оплата

61,90%

38,10%

77,03%

22,97%

Вопросы

    Юноши

Девушки

Да

Нет

Да

Нет

Понравилась ли Вам предложенная идея?

   52,38%

47,62%

75,68%

24,32%

Хотели бы Вы обучаться подобным образом?

  42,86%

57,14%

60,81%

39,19%

Имеется ли возможность заниматься дома?

  90,48%

9,52%

86,49%

13,51%

Наличие работы/хобби, которые занимают много времени?

  80,95%

19,05%

70,27%

29,73%

Как Вы считаете, приживется ли данная модель в РФ?

  33,33%

66,67%

64,86%

35,14%

По вашему мнению, как отразится данная модель на качестве знаний, в процессе обучения?

   Юноши

Девушки

Положительно

Нейтрально

Отрицательно

Положительно

Нейтрально

Отрицательно

42,86%

28,57%

28,57%

50,00%

20,27%

29,73%

        

 Также в рамках исследования были применены статистические методы анализа, данные которого представлены в таблице 5.

 Таблица 5 –Статистический анализ данных маркетингового исследования по теме: модель обучения "Перевернутый класс" 

Статистический показатель

Значение показателя

Интерпретация

Коэффициент ассоциации

0,53

Имеется и подтверждена зависимость между полом студента и привлекательностью для него модели «Перевернутый класс»  (значение коэффициента по модулю больше 0,5)

Коэффициент контингенции

0,31

Связь между полом студента и привлекательностью для него модели «Перевернутый класс» существует, т.к. значение коэффициента по модулю больше 0,3

Предельная ошибка выборочной доли (ω)

56,64%< ω% <84,42%

Ошибка в доле студентов, считающих модель «Перевернутый класс» привлекательной, исходя из того, что было исследовано только 95 студентов, а не вся возможная их совокупность, составляет 13,89% (исходя из того, что наша доля составляет 70,53% вне зависимости от пола).  

 Таким образом, данные проведенного исследования показывают, что существует зависимость между полом студента и его желанием обучаться по модели «Перевернутый класс», а именно, в большей степени таким желанием обладают девушки. Также по данным проведённого статистического анализа видно, что полученным данным можно доверять: разброс по доли выборочной совокупности из 95 студентов составляет около 14% и при наступлении крайнего левого положения доли, значение доли привлекательности идеи «Перевернутого класса» для студентов все равно останется свыше 50 %  (по расчетам 56,64%).

Таким образом, модель «Перевернутый класс» можно использовать как инструмент маркетинга для повышения спроса на образовательные услуги конкретного университета. При этом средствами достижения формирующей функции маркетинга образовательных услуг университета могут являться:

  1. Проведение дней открытых дверей с демонстрацией возможностей и достоинств модели «Перевернутый класс»;
  2. Проведение открытых уроков в школах для будущих абитуриентов по модели «Перевернутый класс»;
  3. Создание и проведение учебных каникул для абитуриентов в стенах университета по модели «Перевернутый класс»;
  4. Активная реклама на сайте университета и в СМИ.

При этом, сама реклама должна базироваться на следующих, несомненно, отличительных особенностях и дополнительных возможностях модели, представленных в таблице 6.

Таблица 6 – Основные преимущества модели «Перевернутый класс» как инструмента маркетинга образовательных услуг университета

Преимущества

Дополнительные возможности для университета / «фишки» рекламной компании

1.Донесение необходимого объема информации до студента посредством использования коротких обучающих видеороликов, он-лайн лекций, презентаций со схемами, таблицами и рисунками (возможность изучить качественно подобранную теорию дома)

1. Выход на иностранных студентов, испытывающих сложности разговорного языка и плохо усваивающих материал на аудиторной лекции;

2. Выход на студентов, имеющих физические ограничения

Вывод: в условиях дефицита и недобора абитуриентов возможность дополнительного привлечению бюджетных и внебюджетных средств для университета

2. Уход от траты времени на лекционные занятия к большему объему практических занятий

3. Индивидуальный подход к каждому студенту в виду его возможности изучать теорию как ему удобно и комфортно (видео, текст, картинки, схемы, таблицы);

4. В виду большего объема практики возможности преподавателя взаимодействовать с каждым студентом по рассматриваемой теме увеличиваются, разбираются ошибки и не понимания информации

Вывод: возможность разделения студентов на силе восприятия, создание внутри учебных групп коллективов, и повышение качества обучения и восприятия новой информации

3. Становление студента активным пользователем теоретической информации

5. Развитие социального взаимодействия студентов посредством создания групп по силе восприятия информации, их перемешиванию между собой

Вывод: Развитие личностных качеств обучающихся, культуры общения, дискуссии и диалога

4. Новая для России модель, почти не используется

6. Обучение студента там, где он чаще всего бывает (интернет, социальные сети), и теми способами, которыми ему, как продвинутому пользователю и современному молодому человеку интересны.

Вывод: Игра на интересе студентов к новому и их любви к компьютерным технологиям

 Также по данным исследования выяснено, что желание обучаться по модели «Перевернутый класс» имеется в большей степени среди девушек, чем у парней. Это также необходимо учесть в выборе способа внедрения модели в систему обучения. Самым безопасным и выигрышным способом для университета будет постепенный переход к модели перевернутого обучения, а именно, предоставление студентам права самим выбирать список дисциплин, которые они хотели бы изучать с использованием названной модели или ввод в учебный план определенного числа дисциплин, преподаваемых по модели «Перевернутый класс» и также, позиционирование этого на рынке образовательных услуг как одного из отличительных особенностей и преимуществ университета.

Несомненно, успешный опыт внедрения названной модели позволит повысить имидж университета, а это в дальнейшем приведет к большему спросу его образовательных услуг. Но, главное в реализации данной модели – это способность и желание преподавателя подготавливать все необходимые материалы. И здесь руководство университета должно донести до профессорско-преподавательского состава, что модель «Перевернутый класс» никак не повлияет на сокращение ставок и увольнение людей. Наоборот, пройдя через этап подготовительных работ, модель «Перевернутый класс» позволит преподавателю освободить себя от лекционных занятий, больше уделять времени практическим вещам и нововведениям в области, которую он преподает, повысит активность преподавателя как IT-пользователя, тем самым преодолеется информационный, языковой и технологический барьер между студентами и преподавателями, который, у сожалению, зачастую имеет место быть.

Естественно, модель «Перевернутый класс» не является маркетинговой «панацеей» для университетов. Она – один из способов эффективного продвижения образовательных услуг на рынке. И здесь важно также понимать, что ее использование будет приносить выгоды не только университету в виде привлечения дополнительных средств. Использование модели «Перевернутый класс» это ещё один шаг к повышению качества российского образования и квалификационной грамотности будущих специалистов, так как давно доказано, что одного мастерства преподавателя в получении и усвоении знаний мало, должна быть взаимоотдача. Только знания, которые добыты собственным трудом и подкреплены интересом, действительно остаются в памяти и в последующем широко используются.

 Список используемой литературы:

  1. Official site of the state statistics URL:// http:// www.gks.ru
  2. Blended Learning. Kombiniertes Lernen im Fremdsprachenunterricht // Fremdsprache Deutsch. Heft 42, 2010.- 164 с.
  3. Flip Your Classroom: Reach Every Studentin Every Class Every Day 1st Edition» // Jonathan Bergmann, Aaron Sams, 2012. - 197с.
  4. Inverted Classroom in Deutschland. URL:// http://invertedclassroom.wordpress.com/
  5. "The turned class" - innovative model of training. URL://http://www.ug.ru/method_article/876
  6. Official site of university URL:// http://www.vvsu.ru

Авторы публикации

Арнаут Марина НиколаевнаАрнаут Марина Николаевна

Кафедра управления , Доцент