Андрей Голобоков: во ВГУЭС учат по международным стандартам

18 сентября 2018 Образование
Андрей Голобоков: во ВГУЭС учат по международным стандартам

Андрей Голобоков, кандидат политических наук, доцент Кафедры экономики и управления ВГУЭС, выиграл престижный образовательный грант имени Фулбрайта для преподавателей вузов и почти полгода провёл в Луисвиллском университете (США, штат Кентукки). Там он разработал учебную программу, соответствующую международным стандартам и протестировал её на американских студентах. В ближайшем будущем этот курс будет внедрён в учебный процесс Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 

– Ваша программа разработана по международным стандартам. Что это значит?

Прежде всего, это наглядность и адаптированность учебного материала; демонстрация актуальных процессов, явлений; возможность для студента самостоятельно выбирать форму научного проекта, будь то видеофильм, кейс-интервью, презентация и т.д.

Во-вторых, программа развивает межличностные навыки: побуждает студентов сотрудничать друг с другом, слушать, общаться и уважать мнение друг друга, давать высказаться. Каким бы элементарным это ни казалось, это большая проблема у нас, как показывает практика. Курс дает шаблоны навыков: как формулировать мнение, защищать точку зрения, решить конкретную задачу, сформулированную в вопросе при помощи полученных знаний.

В-третьих, что программа учит тому, что ни о каком списывании и тем более, копировании чужих работ и даже цитировании без указания источника не может быть и речи. Это также является мировым стандартом. 

– Свою программу вы тестировали на американских студентах. Как у вас проходили пары?

    Мне выпала возможность проводить занятия в различных форматах: как обычные дискуссионные занятия, кейс-стади и симуляции, так и открытые лекции, куда помимо студентов может прийти любой житель города, ученый и даже политический деятель.  Американские студенты очень пытливые, а их точка зрения сильно зависит от их политических взглядов. Они задают больше вопросов преподавателю и выражают свое мнение, если с чем-то не согласны. Многие из студентов приходят, будучи уже подготовленными к теме, потому что заранее знакомятся с нюансами учебного курса, находящегося в свободном доступе. Так что общаться с ними было не просто интересно, был некоторый момент «вызова».

В свою очередь, преподаватель на самом первом занятии подробно знакомит студентов с силлабусом, т.е. планом курса, в котором подробно расписано содержание занятий каждой учебной недели, данные преподавателя (инструктора) вплоть до телефона и e-mail’а. Часто студенты подписывают силлабус, таким образом, соглашаясь с правилами, которые им предлагает инструктор в своем курсе. Преподаватели рассылают задания, пользуясь единой электронной средой, и получают выполненные работы таким же образом. 

– Во ВГУЭС вы таким же образом работаете со студентами?

 Да, мы работаем в формате дискуссий, решаем ситуации-кейсы и обсуждаем пройденные темы, просмотренные видео-материалы и статьи в свободной форме. Активность и креативность, наряду с формальным оцениванием также влияют на финальный балл. Также, мы работаем над проектами и публикуем результаты исследований в форме научных статей в рейтинговых журналах. 

Проектное образование стало во ВГУЭС постоянной дисциплиной с текущего учебного года. Ваша учебная программа подходит под эти стандарты? 

Конечно. Ведь изучение данной программы связано с реальным миром и предполагает развитие исследовательских навыков: самостоятельно получать нужную информацию; работать в группе, развивать инициативу и принимать решения; использовать информационные и коммуникативные технологии.

Эта дисциплина закрепляет у студентов способность ставить проектные исследовательские задачи и добиваться их осуществления в течение учебного семестра.

– Ваша учебная программа называется «Взаимодействие России, Китая и США в Азиатско-тихоокеанском регионе». Что конкретно студенты смогут узнать из этого курса? 

Курс нацелен на обеспечение студентов концептуальными и практическими знаниями об экономических, политических и иных аспектах взаимодействия России с Китаем и США. Это очень актуально, поскольку сегодня практически во всех известных вузах мира тема мирного возвышения Китая сегодня, без преувеличений, является одной из основных, и интерес к ней постоянно растет.

С другой стороны, будущее лидерство Китая в регионе оспаривается США и Россией, которые практически синхронно совершили «повороты в Азию». Экономическое влияние этих стран в регионе очень неоднородно и зависит от многих внутренних и внешних факторов.

Поэтому одна из задач программы, с учетом нашей Дальневосточной специфики – дать возможность студентам в дискуссионном формате самим смоделировать развитие ситуации на ближайшую перспективу и доказать свои взгляды через развитие исследовательского проекта. 

– Вернёмся к грантам. Какие возможности вам подарил Фулбрайт? 

Прежде всего, это возможность апробации своего учебного курса в рамках заявленной дисциплины в иностранной среде. Это наглядно показало, насколько наши учебные стандарты применимы за рубежом и как иностранные студенты воспринимают российские методы обучения в сравнении с американскими.

В целом эти методы сильно отличаются и мне даже пришлось столкнуться с серьезной критикой со стороны студентов США. Но это нормально, т.к., повторюсь, американские студенты очень самостоятельны в своих оценках. Впоследствии мне пришлось потратить некоторое время для того чтобы объяснить свою позицию, изложить ее тезисно и получить на нее отзыв студента. В итоге, мы пришли к общей точке зрения, то есть цель занятия была достигнута.

Грант Фулбрайта дал мне возможность познакомиться со структурой и общим содержанием учебных программ США, в частности с принципами дизайна проектно-ориентированного обучения, поучаствовать в дискуссиях за круглым столом и в крупной международной конференции с участием российских ученых «Роль России в изменяющемся мировом порядке», прошедшей в г. Чикаго  (США, штат Иллинойс). 

– А дальнейшие планы? 

 В дальнейшем я планирую участвовать в других престижных международных грантах, например, DAAD (Германия); Chevening (Великобритания) и т.д. и поднимать авторитет наших учебных программ за рубежом. Было бы интересно поработать и над адаптацией западных стандартов проектного обучения в нашей среде.

Персоны