Модель "перевернутый класс" как инструмент образовательных услуг университета
Статистика высшего образования последних лет показывает, что число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях сокращается. Это связано со многими причинами: влияние «демографической ямы», удорожание стоимости образовательных услуг, желание абитуриентов отложить учебу и начать работать в виду нехватки финансовых средств в период кризиса и т.п. Несмотря на то, что количество высших учебных заведений за последние годы резко снизилось, оставшимся из них приходится вступать в настоящую конкурентную борьбу за каждого абитуриента, который может обеспечить не только бюджетное финансирование университета, но коммерческую основу его развития на рынке предоставления образовательных услуг высшей категории (данные официальной статистики представлены в таблице 1).
Таблица 1 - Приведение численности студентов к числу образовательных организаций высшего образования*
Период |
Число образовательных организаций высшего образования |
В них студентов всего, тыс.человек |
Число студентов всего, тыс. человек на 1 организацию высшего образования |
2007/08 |
1108 |
7461,3 |
6,7 |
2008/09 |
1134 |
7513,1 |
6,6 |
2009/10 |
1114 |
7418,8 |
6,7 |
2010/11 |
1115 |
7049,8 |
6,3 |
2011/12 |
1080 |
6490 |
6,0 |
2012/13 |
1046 |
6073,9 |
5,8 |
2013/14 |
969 |
5646,7 |
5,8 |
2014/15 |
950 |
5209 |
5,5 |
2015/16 |
896 |
4766,5 |
5,3 |
*Источник данных: официальный сайт http://www.gks.ru
В данной связи, используются разнообразные финансовые методы, такие как, привлечение бюджетного финансирования, снижение стоимости обучения. Но, данные методы не всегда эффективны. Более того, не всегда возможно их применить. Если говорить о бюджетном финансировании, то университет может только повлиять на его объем с помощью набора абитуриентов прошлого периода и выполнения заранее объявленных показателей Министерства Образования и науки РФ. При этом, нет никаких гарантий, что даже при выполнении всех объявленных требований, бюджетные средства будут выделены и выделены в полном объеме.
То же самое касается и снижения стоимости обучения. Кризисная ситуация в стране, начавшаяся в 2014 году, повлекла за собой многие негативные последствия, основная суть которых - повышение инфляции, рост индекса потребительских цен и удорожание жизни. В данной ситуации снижения стоимости обучения можно добиться, только попирая его качество. Чтобы это преодолеть, и чтобы обеспечить себе качественное развитие, университетам необходимо привлекать абитуриентов нефинансовыми методами. Конкурентоспособность и востребованность образовательных услуг можно обеспечить, применяя маркетинговые способы воздействия на конечного потребителя – абитуриента. Одним из таких способов может являться обучение с использованием модели «перевернутый класс».
Перевернутый класс – это такая модель образования, в которой процесс преподавания переворачивается, меняются по своей сути подача лекций и организация домашних заданий. Суть данной модели обучения заключается в том, чтобы привлечь учащихся к реальной деятельности на занятии и активному обучению.В модели обучения «Перевернутый класс» изучение лекций происходит дома, а выполнение домашнего задания в аудитории. Изучение лекций студентами происходит по средством просмотра обучающих видеороликов, он-лайн лекций, презентаций со схемами, таблицами и рисунками, предназначенными для быстрого восприятия информации. Такие лекции создаются преподавателем и размещаются в интернете или передаются студентам с помощью любого онлайн - файлообменника [2, с. 97-112].
На лекциях традиционного формата обучения велика вероятность упустить мысль лектора или не расслышать сказанное им. Обучающие видео лекции малого формата нацелены на то, чтобы студент мог продвигаться по изучаемой теме в удобном для него темпе: останавливать не понятные моменты, пересматривать важные, пропускать части, материал по которым уже знаком и тп. Данное преимущество поставит в равные условия и даст больше возможностей для образования студентам с физическими недостатками и иностранным студентам, для которых лекция не на родном для них языке трудна для восприятия. Все это будет способствовать тому, что в университет потянутся дополнительные абитуриенты, желающие получить высшее образование, а студенты, обучающиеся по методике "Перевернутый класс" будут приходить в аудиторию более подготовленными.
Ценность «Перевернутого класса» заключается в том, что появляются дополнительные возможности использовать сэкономленное учебное время для групповых практических занятий, где студенты смогут обсудить содержание изученной в домашних условиях лекции, проверить и закрепить свои знания, взаимодействовать друг с другом в практической деятельности.
Разработчиками и создателями "перевернутых уроков" являются Джонатан Бергман и Аарон Сэмс. Авторы данного формата обучения считают, что ответственность за свои знания должен нести только студент и именно в его интересах выполнить поставленные перед ним задачи и достичь цели он может только сам [3, с. 1-33]
Таким образом, переход от традиционного формата обучения к перевернутому обучению позволяет менять статус и роль преподавателя перед студентами. Преподаватель, работающий в по системе "Перевернутый класс", в меньшем объеме поставляет студентам информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создании условий для их познавательной деятельности. Он находится в постоянном контакте со студентами. Фактически работает с ними один на один, они задают множество вопросов, и создается такое дискуссионное поле, которое помогает переосмыслить многие вещи. Роль студента также меняется. Формат обучения «Перевернутый класс» переориентирует его из потребителя в активного участника учебного процесса [4].
Несомненно, внедрение модели "Перевернутый класс" требует тщательной подготовки, усилий и времени со стороны преподавателя. Если преподаватель не сможет организовать классное и внеклассное обучение в единое целое, то суть перевернутого обучения будет потеряна. Также очень важно донести до студентов принцип модели обучения, чтобы они были мотивированы на подготовку к занятиям в аудитории.
Модель «Перевернутого класса» предлагает следующее разделение учащихся во время учебного процесса [5]:
- Зона работы онлайн
Это работа дома, либо в библиотеке, когда студент просматривает видео-уроки, онлайн - лекции, презентации. Самостоятельное изучение нового материала усваивается на много быстрее и легче в данном виде, нежели в аудитории, когда студенты записывают информацию за преподавателем;
- Зона работы с преподавателем
Обсуждение и дискуссии, ответы преподавателя на вопросы студентов.
- Зона работы в группах
Самая интересная часть обучения, которая еще является наиболее эффективной. Проведение экспериментов, выполнение исследовательских работ в группах помогает разобраться во всех вопросах темы с интересом для учащихся.
Вышеизложенный комплекс взаимодействия преподавателя и студентов делает процесс получения знаний максимально эффективным. Таким образом, можно обобщить отличия модели «Классический класс» и «Перевернутый класс» (данные таблицы 2).
Таблица 2 – Отличия модели «Классический класс» от модели «Перевернутый класс»
Классический класс |
Перевернутый класс |
Преподаватель объясняет материал в классе. Студенты дома закрепляют новый материал, выполняя домашнее задание. Проблема: студенты часто бывают невнимательны в классе, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние, вызванное нежеланием отвечать домашнее задание. |
Преподаватель предлагает домашнее задание в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним. Студенты просматривают фильм дома, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе. |
Также исследование теории вопроса показало, что у модели «Перевернутый класс» есть свои преимущества и недостатки, представленные в таблице 3.
Таблица 3 - Преимущества и недостатки модели «Перевернутый класс»
Преимущества |
Недостатки |
Студент может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме. |
Студент не может непосредственно задавать вопрос преподавателю, если он у него возник. |
Фильмы доступны для тех, кого не было на занятии. |
Не каждый студент выполняет домашнее задание. |
Если учащийся что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу. |
Студенты, которые не посмотрели обучающий фильм, не смогут полноценно работать на занятии. |
Во время презентации на компьютере можно более доступно преподнести материал. |
У студента всегда должен быть доступ к компьютеру, подключенному к сети Интернет. |
Внимание преподавателя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход). |
У преподавателя появляется дополнительная нагрузка. Ему придется делать много разнообразных и интересных обучающих материалов. |
Для того чтобы модель перевернутого класса смогла стать эффективным инструментом маркетинга в продвижении образовательных услуг университета, необходимо, прежде всего, знание и понимание того, готовы ли российские студенты к тому, что успешно и повсеместно используется в обучении за рубежом. Для этих целей было проведено маркетинговое исследование среди 95 студентов с первого по четвертый курс (возраст респондентов 18 - 22 года) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), являющегося одним из самых передовых университетов Приморского края, что не раз подтверждалось самыми различными наградами, грантами и премиями, в том числе и на уровне Правительства РФ [6].
В процессе исследования респондентам сначала демонстрировались возможности и недостатки модели «Перевернутый класс» в виде открытой лекции и презентации, а затем предлагалось ответить на следующие вопросы анонимной анкеты:
- Возраст (в полных годах)
- Пол (мужской, женский)
- Основа обучения (платная, бюджет)
- Понравилась ли Вам предложенная идея (да, нет)?
- Хотели бы Вы обучаться подобным образом (да, нет)?
- Сколько времени Вы были бы готовы тратить на 1 предмет (до 1 часа, до 2 часов, более 2 часов)?
- Имеющееся образование (школа, колледж)?
- Ваша средняя успеваемость в университете (по 100 бальной шкале)?
- Имеется ли возможность заниматься дома (да, нет)?
- Наличие работы/хобби, которые занимают много времени (да, нет)?
- Как Вы считаете, приживется ли данная модель в России (да, нет)?
- По вашему мнению, как отразится данная модель на качестве знаний, в процессе обучения (положительно, отрицательно, не отразится)?
Наиболее важные результаты анкетирования представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты проведенного маркетингового исследования по теме: модель обучения "Перевернутый класс"
Исходное соотношение девушек и юношей |
Юноши |
Девушки |
|||||
22,11% |
77,89% |
||||||
Основа обучения |
Юноши |
Девушки |
|||||
Бюджет |
Оплата |
Бюджет |
Оплата |
||||
61,90% |
38,10% |
77,03% |
22,97% |
||||
Вопросы |
Юноши |
Девушки |
|||||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
||||
Понравилась ли Вам предложенная идея? |
52,38% |
47,62% |
75,68% |
24,32% |
|||
Хотели бы Вы обучаться подобным образом? |
42,86% |
57,14% |
60,81% |
39,19% |
|||
Имеется ли возможность заниматься дома? |
90,48% |
9,52% |
86,49% |
13,51% |
|||
Наличие работы/хобби, которые занимают много времени? |
80,95% |
19,05% |
70,27% |
29,73% |
|||
Как Вы считаете, приживется ли данная модель в РФ? |
33,33% |
66,67% |
64,86% |
35,14% |
|||
По вашему мнению, как отразится данная модель на качестве знаний, в процессе обучения? |
Юноши |
Девушки |
|||||
Положительно |
Нейтрально |
Отрицательно |
Положительно |
Нейтрально |
Отрицательно |
||
42,86% |
28,57% |
28,57% |
50,00% |
20,27% |
29,73% |
||
Также в рамках исследования были применены статистические методы анализа, данные которого представлены в таблице 5.
Таблица 5 –Статистический анализ данных маркетингового исследования по теме: модель обучения "Перевернутый класс"
Статистический показатель |
Значение показателя |
Интерпретация |
Коэффициент ассоциации |
0,53 |
Имеется и подтверждена зависимость между полом студента и привлекательностью для него модели «Перевернутый класс» (значение коэффициента по модулю больше 0,5) |
Коэффициент контингенции |
0,31 |
Связь между полом студента и привлекательностью для него модели «Перевернутый класс» существует, т.к. значение коэффициента по модулю больше 0,3 |
Предельная ошибка выборочной доли (ω) |
56,64%< ω% <84,42% |
Ошибка в доле студентов, считающих модель «Перевернутый класс» привлекательной, исходя из того, что было исследовано только 95 студентов, а не вся возможная их совокупность, составляет 13,89% (исходя из того, что наша доля составляет 70,53% вне зависимости от пола). |
Таким образом, данные проведенного исследования показывают, что существует зависимость между полом студента и его желанием обучаться по модели «Перевернутый класс», а именно, в большей степени таким желанием обладают девушки. Также по данным проведённого статистического анализа видно, что полученным данным можно доверять: разброс по доли выборочной совокупности из 95 студентов составляет около 14% и при наступлении крайнего левого положения доли, значение доли привлекательности идеи «Перевернутого класса» для студентов все равно останется свыше 50 % (по расчетам 56,64%).
Таким образом, модель «Перевернутый класс» можно использовать как инструмент маркетинга для повышения спроса на образовательные услуги конкретного университета. При этом средствами достижения формирующей функции маркетинга образовательных услуг университета могут являться:
- Проведение дней открытых дверей с демонстрацией возможностей и достоинств модели «Перевернутый класс»;
- Проведение открытых уроков в школах для будущих абитуриентов по модели «Перевернутый класс»;
- Создание и проведение учебных каникул для абитуриентов в стенах университета по модели «Перевернутый класс»;
- Активная реклама на сайте университета и в СМИ.
При этом, сама реклама должна базироваться на следующих, несомненно, отличительных особенностях и дополнительных возможностях модели, представленных в таблице 6.
Таблица 6 – Основные преимущества модели «Перевернутый класс» как инструмента маркетинга образовательных услуг университета
Преимущества |
Дополнительные возможности для университета / «фишки» рекламной компании |
1.Донесение необходимого объема информации до студента посредством использования коротких обучающих видеороликов, он-лайн лекций, презентаций со схемами, таблицами и рисунками (возможность изучить качественно подобранную теорию дома) |
1. Выход на иностранных студентов, испытывающих сложности разговорного языка и плохо усваивающих материал на аудиторной лекции; 2. Выход на студентов, имеющих физические ограничения Вывод: в условиях дефицита и недобора абитуриентов возможность дополнительного привлечению бюджетных и внебюджетных средств для университета |
2. Уход от траты времени на лекционные занятия к большему объему практических занятий |
3. Индивидуальный подход к каждому студенту в виду его возможности изучать теорию как ему удобно и комфортно (видео, текст, картинки, схемы, таблицы); 4. В виду большего объема практики возможности преподавателя взаимодействовать с каждым студентом по рассматриваемой теме увеличиваются, разбираются ошибки и не понимания информации Вывод: возможность разделения студентов на силе восприятия, создание внутри учебных групп коллективов, и повышение качества обучения и восприятия новой информации |
3. Становление студента активным пользователем теоретической информации |
5. Развитие социального взаимодействия студентов посредством создания групп по силе восприятия информации, их перемешиванию между собой Вывод: Развитие личностных качеств обучающихся, культуры общения, дискуссии и диалога |
4. Новая для России модель, почти не используется |
6. Обучение студента там, где он чаще всего бывает (интернет, социальные сети), и теми способами, которыми ему, как продвинутому пользователю и современному молодому человеку интересны. Вывод: Игра на интересе студентов к новому и их любви к компьютерным технологиям |
Также по данным исследования выяснено, что желание обучаться по модели «Перевернутый класс» имеется в большей степени среди девушек, чем у парней. Это также необходимо учесть в выборе способа внедрения модели в систему обучения. Самым безопасным и выигрышным способом для университета будет постепенный переход к модели перевернутого обучения, а именно, предоставление студентам права самим выбирать список дисциплин, которые они хотели бы изучать с использованием названной модели или ввод в учебный план определенного числа дисциплин, преподаваемых по модели «Перевернутый класс» и также, позиционирование этого на рынке образовательных услуг как одного из отличительных особенностей и преимуществ университета.
Несомненно, успешный опыт внедрения названной модели позволит повысить имидж университета, а это в дальнейшем приведет к большему спросу его образовательных услуг. Но, главное в реализации данной модели – это способность и желание преподавателя подготавливать все необходимые материалы. И здесь руководство университета должно донести до профессорско-преподавательского состава, что модель «Перевернутый класс» никак не повлияет на сокращение ставок и увольнение людей. Наоборот, пройдя через этап подготовительных работ, модель «Перевернутый класс» позволит преподавателю освободить себя от лекционных занятий, больше уделять времени практическим вещам и нововведениям в области, которую он преподает, повысит активность преподавателя как IT-пользователя, тем самым преодолеется информационный, языковой и технологический барьер между студентами и преподавателями, который, у сожалению, зачастую имеет место быть.
Естественно, модель «Перевернутый класс» не является маркетинговой «панацеей» для университетов. Она – один из способов эффективного продвижения образовательных услуг на рынке. И здесь важно также понимать, что ее использование будет приносить выгоды не только университету в виде привлечения дополнительных средств. Использование модели «Перевернутый класс» это ещё один шаг к повышению качества российского образования и квалификационной грамотности будущих специалистов, так как давно доказано, что одного мастерства преподавателя в получении и усвоении знаний мало, должна быть взаимоотдача. Только знания, которые добыты собственным трудом и подкреплены интересом, действительно остаются в памяти и в последующем широко используются.
Список используемой литературы:
- Official site of the state statistics URL:// http:// www.gks.ru
- Blended Learning. Kombiniertes Lernen im Fremdsprachenunterricht // Fremdsprache Deutsch. Heft 42, 2010.- 164 с.
- Flip Your Classroom: Reach Every Studentin Every Class Every Day 1st Edition» // Jonathan Bergmann, Aaron Sams, 2012. - 197с.
- Inverted Classroom in Deutschland. URL:// http://invertedclassroom.wordpress.com/
- "The turned class" - innovative model of training. URL://http://www.ug.ru/method_article/876
- Official site of university URL:// http://www.vvsu.ru